МАДОУ ЦРР - детский сад № 108
Образовательная программаПояснительная записка Основная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработана в соответствии с учетом нормативных правовых документов: - «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 18.07.2011 N -ФЗ); - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164); - «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666); - «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). - «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке); - Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад № 108. Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе проекта «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой. Программа сформирована в соответствии спринципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями: - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Исходя из этого, образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса. Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг. Данная программа разрабатывалась всем педагогическим коллективом с учётом следующих принципов проектирования управленческих документов: Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов. Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ. Очевидно, что образовательная программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально значимые потребности у родителей. Программа должна предельно ясно излагать содержание образования, исключать возможность разнотолков, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития содержания образования. Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ. Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса. Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой: развитие образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Приоритетными направлениями программы «Из детства – в отрочество» являются: «Здоровье», обеспечивающее охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие и «Развитие», целью которого является развитие личности ребёнка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению), приобщение к общечеловеческим ценностям. Содержание Программы отвечает требованиям комплексности, включает все основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, коррекционное. Содействует формированию разносторонних способностей ребёнка (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной). Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Цели программы: - обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования); - повышение качества дошкольного образования; - формирование свойств и качеств личности, обеспечивающие ее целостность, разносторонность и гармоничность на всех возрастных этапах развития. Цели деятельности ДОУ по реализации ООП: - разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо: - обеспечить рациональную организацию приоритетных направлений в ДОУ; - осуществлять личностно-дифференцированный подход к развитию и оздоровлению дошкольников; - создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; - осуществлять интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение федеральных государственных требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития; - взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания, образования и оздоровления детей; - обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу; - обеспечить раннюю социализацию и адаптацию детей к условиям ДОУ. Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса. Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст —от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5до 6 лет и от 6 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В разделах по группам для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня и содержание психолого-педагогической работы, планируемые промежуточные результаты освоения Программы. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы. В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы. Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, в Программе выделяется работа с родителями в отдельный раздел. Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе комплексной программы для родителей и воспитателей Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее. В МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 воспитывается 137 детей. Общее количество групп – 5. Из них: 1 группа с обучением на родном татарском языке (6-7 лет), 1 смешанная группа (2-4 года). По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Четыре группы однородны по возрастному составу детей и одна группа является разновозрастной (2-4 года). Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели, с 12- часовым пребыванием детей с 07.00 до 19.00 часов. В детском саду имеются: музыкальный зал, малый физкультурный зал, многофункциональная комната, сенсорная комната; бассейн, тренажерный зал, тренерская, игровая комната «Лего», комната релаксации. Кабинеты: кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет музыкального руководителя, костюмерная, медицинский кабинет, 2 изолятора на две инфекции, процедурный кабинет, комната здоровья, кабинет массажа, кабинет завхоза, кабинет бухгалтерии. Помещения оборудованы в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности. Детский сад дважды проходил процедуру государственной аккредитации (2005 г., 2010 г.) и подтвердил статус «Центр развития ребенка» с приоритетными направлениями: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие. С января 2010 года детский сад перешел на статус автономногоучреждения. МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 оказывает следующие виды дополнительных платных образовательных услуг: - обучение иностранному языку; - обучение компьютерной грамоте; - обучение музыке; - обучение плаванию; - обучение игре в шахматы и шашки; - обучение детей чтению; - риторика; - логика; - актерское мастерство; - музыкальная ритмика; - синхронное плавание; - адаптационная группа; - игротека; - группы кратковременного пребывания детей; - предшкольное образование детей, не посещающих Учреждение; - изостудия; - школа юного флориста; - студия бисероплетения и макраме; - конструирование; - воскресная школа по интересам; - проведение семейных праздников; - анимация; - школа вышивки и шитья; - школа ОБЖ; - литературно-публицистический клуб; - детский туризм; - спортивные секции/лыжи, баскетбол, волейбол, городки, легкая атлетика/; - гувернерская служба; - аквааэробика; - правовой лекторий; - оказание коррекционной и консультативной помощи психолога, логопеда; - клуб этикета; - студия раннего развития; - профилактика плоскостопия и нарушения осанки /тренажерный зал/; - профилактический массаж; - мир вокруг нас /экологическое воспитание/; - студия моделирования и дизайна одежды; - детская экономика; - музыкальный театр; - экскурсионная деятельность, превышающая образовательный стандарт; - педагогический и психологический лекторий с практическими занятиями; - кружки по интересам. Основная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР - д/с № 108 и парциальные программы ДОУ находятся в педагогическом кабинете у старшего воспитателя.
20 апреля 2012 в 13:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.