МАДОУ ЦРР - детский сад № 108

Образовательная программа

Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработана в соответствии с учетом нормативных правовых документов:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1  в ред.  от 18.07.2011 N -ФЗ);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164);

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от  12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке);

- Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад № 108.

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе проекта «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы  «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой.

Программа сформирована в соответствии спринципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Исходя из этого,  образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса.

Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг.

Данная программа разрабатывалась всем  педагогическим коллективом с учётом следующих принципов проектирования управленческих документов:

Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов.

Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ. Очевидно, что образовательная программа призвана,  не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально значимые потребности у родителей. Программа должна  предельно ясно излагать содержание образования, исключать возможность разнотолков, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития содержания образования.

Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.

Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные  и итоговые результаты образовательного процесса.

Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой: развитие образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Приоритетными направлениями программы «Из детства – в отрочество» являются: «Здоровье», обеспечивающее охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие и «Развитие», целью которого является развитие личности ребёнка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению), приобщение к общечеловеческим ценностям.

Содержание Программы отвечает требованиям комплексности, включает все основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, коррекционное. Содействует формированию разносторонних способностей ребёнка (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной).

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Цели программы:

- обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);

- повышение качества дошкольного образования;

- формирование свойств и качеств личности, обеспечивающие ее целостность, разносторонность и гармоничность на всех возрастных этапах развития.

Цели деятельности ДОУ по реализации ООП:

- разностороннее  развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности  по реализации ООП необходимо:

- обеспечить рациональную организацию приоритетных направлений в ДОУ;

- осуществлять личностно-дифференцированный подход к развитию и оздоровлению дошкольников;

- создать оптимальные условия для охраны и укрепления  физического и психического здоровья детей;

- осуществлять интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение  федеральных государственных требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития;

- взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания, образования  и оздоровления детей;

- обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу;

- обеспечить раннюю социализацию и адаптацию детей к условиям ДОУ.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образователь­ных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с уче­том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направле­ниям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных об­ластей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь­ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрас­тным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физи­ческого и психического развития детей: младший дошкольный возраст —от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до­школьный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5до 6 лет и от 6 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В разделах по группам для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особен­ности организации жизни детей, примерный режим дня и содержание психолого-педагогической работы, планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматри­вается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требо­вания), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в под­готовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершаю­щем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга до­стижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Признавая ценность семьи как уникального инсти­тута воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, в Программе выделяется работа с родителями в отдельный раздел.

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе комплексной программы для родителей и воспитателей Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

 В МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 воспитывается 137 детей. Общее количество групп – 5.  Из них: 1 группа с обучением на родном татарском языке (6-7 лет), 1 смешанная группа (2-4 года).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин  и Типового положения. Четыре  группы однородны по возрастному составу детей и одна группа является разновозрастной (2-4 года).

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели, с 12- часовым пребыванием детей с 07.00 до 19.00 часов.

В детском саду имеются: музыкальный зал, малый физкультурный зал, многофункциональная комната, сенсорная комната; бассейн, тренажерный зал, тренерская, игровая комната «Лего», комната релаксации.

Кабинеты: кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет музыкального руководителя, костюмерная, медицинский кабинет, 2 изолятора на две инфекции, процедурный кабинет, комната здоровья, кабинет массажа,  кабинет завхоза, кабинет бухгалтерии.

Помещения оборудованы в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Детский сад дважды проходил процедуру государственной аккредитации (2005 г., 2010 г.) и подтвердил статус «Центр развития ребенка» с приоритетными направлениями: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие.

С января 2010 года детский сад перешел на статус автономногоучреждения.

МАДОУ ЦРР – детский сад № 108 оказывает следующие виды дополнительных платных образовательных услуг:

- обучение иностранному языку;

- обучение компьютерной грамоте;

- обучение музыке;

- обучение плаванию;

- обучение игре в шахматы и шашки;

- обучение детей чтению;

- риторика;

- логика;

- актерское мастерство;

- музыкальная ритмика;

- синхронное плавание;

- адаптационная группа;

- игротека;

- группы кратковременного пребывания детей;

- предшкольное образование детей, не посещающих Учреждение;

- изостудия;

- школа юного флориста;

- студия бисероплетения и макраме;

- конструирование;

- воскресная школа по интересам;

- проведение семейных праздников;

- анимация;

- школа вышивки и шитья;

- школа ОБЖ;

- литературно-публицистический клуб;

- детский туризм;

- спортивные секции/лыжи, баскетбол, волейбол, городки, легкая атлетика/;

- гувернерская служба;

- аквааэробика;

- правовой лекторий;

- оказание коррекционной и консультативной помощи психолога, логопеда;

- клуб этикета;

- студия раннего развития;

- профилактика плоскостопия и нарушения осанки /тренажерный зал/;

- профилактический массаж;

- мир вокруг нас /экологическое воспитание/;

- студия моделирования и дизайна одежды;

- детская экономика;

- музыкальный театр;

- экскурсионная деятельность, превышающая образовательный стандарт;

- педагогический и психологический лекторий с практическими занятиями;

- кружки по интересам.

 Основная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР - д/с № 108 и парциальные программы ДОУ находятся в педагогическом кабинете у старшего воспитателя.

20 апреля 2012 в 13:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.