МАДОУ ЦРР - детский сад № 108

Организация работы групп кратковременного пребывания в ДОУ

 

I. Этапы открытия группы кратковременногопребывания

        Опытработы групп кратковременного пребывания показал, что данная форма дошкольногообразования пользуется достаточно большим спросом среди населения. Этообусловлено рядом причин, основными из которых являются невысокая оплатаобразовательных услуг, возможность выбирать определенные занятия и посещать ихвместе с ребенком, а так же - необязательность пребывания ребенка в детскомсаду целый день с утра до вечера.

      Уважаемыеколлеги, если в вашем коллективе родилась идея открытия группы кратковременногопребывания, и вы хотели бы знать какие шаги следует предпринять для ееоткрытия, то этот материал будет вам интересен.

      Опытработы дошкольных учреждений разных регионов и нашего детского сада, в томчисле, включает различные варианты моделей и направлений групп кратковременногопребывания. Приведу краткое описание самых, на наш взгляд, востребованных видовгрупп.

Группы кратковременного пребыванияс гибким режимом посещения.

        Этогруппы общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного направления(оздоровительного, творческого, познавательного и т.п.) Дети закрепляются заопределенной группой на определенное время дня (от 2 до 6 часов). В течение днядети посещают группу каждый по индивидуальному графику, родители вправевыбирать время посещения ребенком детского сада. Это не значит, что ониприходят, когда захотят, - временной отрезок четко определен родительскимдоговором.

Комплектование группы может производиться и поразновозрастному принципу, что позволит уменьшить численность детей,находящихся в группе единовременно, но увеличить их общую численность в течениедня.

Группы кратковременного пребываниясо сменным режимом работы.

         Этогруппы, функционирующие исключительно в режиме кратковременного пребывания. Водном групповом помещении могут посменно работать несколько групп. Детиприходят на время, установленное распорядком работы группы. По своейнаправленности, как правило, это группы раннего возраста, группы адаптации истудии дополнительного образования. Специфика образовательно процесса в них непозволяет постоянно менять контингент детей в течение рабочего дня группы.Распорядок функционирования группового помещения может быть, например, таким:
8.00-10.00 пребывание младших детей группы адаптации (7-8 человек)
10.00-16.00 работа группы раннего возраста (15 человек)
16.00-18.00 пребывание старших детей группы адаптации (8-10 человек)
18.00-19.00 студия дополнительного образования (6-7 человек)

Таким образом, через одно групповое помещение может пройти до 40разновозрастных детей.

 

Группы индивидуальной помощи семье.

        Ребенокне закрепляется за определенной групповой ячейкой, а с родителями или лицами ихзаменяющими приходит на индивидуальные занятия к специалистам ДОУ. Осуществитькадровое обеспечение такой группы представляется возможным за счет измененияграфиков работы педагогов на группах сменного режима.

        Ноне зависимо от того, какой из вариантов вы выберете, вам придется пройти определенныеэтапы на пути к открытию и успешному функционированию группы.

1ЭТАП: Исследование.


          На этом этапе, преждевсего, необходимо изучение социального заказа на открытие той или иной группыкратковременного пребывания, который предполагает анкетирование родителейвашего детского сада (оно особенно актуально, если вы решили открывать группуадаптации, студию дополнительного образования и т. п.) и проведениесоциологического опроса. Социологический опрос важен, так как работа группкратковременного пребывания довольно специфична и, как правило, посещают ихсемьи из разных районов. Анализ полученных данных позволит вам сделать вывод оналичии запроса общественности в открытии группы определенной направленности.
После того, как вы изучили запрос, и он оказался положительным в отношенииоткрытия задуманной группы, целесообразно спроектировать будущую группукратковре6менного пребывания.

     Итак,после сбора данных социологического опроса вы создаете команду (из числапедагогов), целью деятельности которой будет исследование ситуации и описаниепроекта группы кратковременного пребывания. Члены команды составляют пландействий, изучают опыт работы ДОУ с аналогичными группами, нормативныедокументы федерального и регионального уровня, а так же ситуацию, котораяповлияет на открытие и функционирование группы. Изучение ситуации предполагаетопределение положительных и отрицательных факторов. Они могут быть внешними(месторасположение ДОУ, контингент семей микрорайона, рейтинг детского сада,наличие нормативно-правовой базы и проч.) и внутренними (кадровые ресурсы,материально-техническое оснащение, имеющийся опыт работы, методическоеобеспечение). Так же анализируются и учитываются факторы риска (необходимостьбольших финансовых вложений, позиция органов управления образования, неприятиепроекта педагогическим коллективом и т. п.) - реализация проекта будет вомногом зависеть от качества проведенного анализа.
Результатом исследовательского этапастанет принятие решения о начале работы по открытию группы либо о свертыванииработ.

2ЭТАП: Подготовка к открытию группы

    
          Эта работа предполагает, преждевсего, подготовку нормативной базы функционирования группы:

Разработка положения о группе. Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы. Практически положение о группе представляет собой модель работы группы и является одним из основополагающих документов. Определение должностных обязанностей сотрудников. Вариативность направлений и моделей групп кратковременного пребывания накладывает отпечаток и на функционал воспитателей, младших воспитателей и специалистов, работающих на группе, даже если она общеразвивающего вида. Разработка договора ДОУ с родителями. Поскольку группы кратковременного пребывания открываются с целью оказания семье и ребенку конкретной услуги, то и условия договора будут несколько иными, чем в обычной группе. Обязательными пунктами договора являются наименование группы, в которую зачисляется ребенок, перечень получаемых услуг, график посещения ребенком ДОУ, кратность питания, плату за содержание ребенка в ДОУ (в зависимости от перечисленных выше пунктов). Составление учебного плана группы. Наименование образовательных дисциплин и количество занятий по ним определяются в соответствии положению о группе. Выбор программно-методического сопровождения группы. Кратковременное пребывание детей в ДОУ - молодая форма организации образовательного процесса в детском саду. Поэтому методического обеспечения таких групп на данный момент явно недостаточно, и подбор программного материала должен производиться с учетом возможности его адаптации к условиям кратковременного пребывания.

           На этом же этапе очень важным направлениемработы является кадровая подготовка. Побор кадров должен производится с учетомготовности их к выходу на качественно новый уровень педагогическойдеятельности, способности адаптировать современные методики к условиям работыгруппы.
Результатом подготовительного этапастанет пакет документов ДОУ: приказ об открытии группы кратковременногопребывания, положение о группе, расписание работы группы, циклограммы работыспециалистов.

3ЭТАП: Открытие группы

 
             После издания приказа об открытиигруппы формируется нормативная база, на основании которой функционирует группа:

Издание локальных актов: утверждение положения о группе, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка группы, учебного плана, расписания работы группы Внесение изменений в устав ДОУ Внесение изменений в образовательную программу ДОУ Заключение договоров с родителями

         Параллельно проводится работа посозданию развивающей среды согласно направленности и модели группы. Еслиоткрывается группа гибкого режима с осуществлением приоритетного направления,предметная среда должна носить характер опосредованного обучения и являтьсядополнением к развивающим занятиям определенной направленности. Если жеоткрывается группа сменного режима, развивающая среда должна быть мобильной имногофункциональной, рассчитанной на разный возраст детей и специфику каждойгруппы, которая будет работать в данном помещении.
       Наличие нормативной базы,развивающей среды, отвечающей всем требованиям, и необходимых штатныхсотрудников является основным критерием оценки готовности к реализацииобразовательной программы группы.
         На данном этапе важно в течениеучебного года провести неоднократное анкетирование родителей по вопросам организацииработы группы.
            Результатом основного этапа можно считать удовлетворительноефункционирование группы, а именно - наличие большинства положительных оценокродителями работы группы, увеличение контингента воспитанников, положительнаядинамика развития детей.

 

 

 

4ЭТАП: Подведение итогов


        Хочется подчеркнуть необходимостьэтого этапа в плане анализа и оценки эффективности работы группы. От того,насколько адекватно вы сможете оценить проделанную работу, будут зависеть ееперспективы.  В качестве критериев оценкиможно взять:

Соотношение фактического и предполагаемого результата, т. е. в какой степени вам удалось реализовать задуманное, в чем проявилось несоответствие и его причины. Могли ли эти причины быть преодолимыми или они явились факторами риска, которые вы не учли в самом начале пути. Соответствие сроков реализации предполагаемым срокам. Качество образования: повышение качественного уровня образовательного процесса будет одним из самых главных критериев оценки успешности проделанной работы. Здесь на наш взгляд недостаточно полагаться только на данные педагогической диагностики, они могут быть субъективными (хотя, если говорить о группах оздоровления и им подобным, медицинская диагностика в дополнение к педагогической даст довольно полную картину эффективности работы группы). Очень важно провести исследование среди родителей на определение степени их удовлетворенности процессом развития ребенка в детском саду. Еще одной составляющей этого критерия является оценка уровня развития детей, выпускающимися из группы, учителями начальных классов, педагогами других групп и детских садов, врачами-педиатрами и т.п. в зависимости от того, какое учреждение далее будет посещать ребенок. Количество предлагаемых услуг: расширение спектра услуг и качество их предоставления даст возможность оценить содержательную сторону работы открывшейся группы и продумать новые направления ее развития, например, возможность предоставления платных услуг. Рейтинг учреждения в городе: его увеличение вы сможете оценить по притоку числа воспитанников именно в ваш детский сад, а так же собирая сведения о том, откуда родители получают информацию о ДОУ. Профессиональный уровень педагогов: рефлексия организации образовательного процесса покажет, как работа в новых условиях повлияла на деятельность педагогов, смогли ли они использовать ее в качестве средства профессионального роста (подготовились к аттестации на более высокую категорию, подготовили методические материалы к изданию и т. д.) или нагрузка оказалась непосильной.

Результатомзаключительного этапа может стать программа развития детского сада.

 

II. Организация образовательного процесса вгруппах кратковременного пребывания детей

       Группыкратковременного пребывания детей должны обеспечить с одной стороны запросыродителей, не имеющих возможность или не стремящихся по каким-либо причинамотдавать ребенка в детский сад на целый день, и необходимое развитие детямдошкольного возраста, с другой стороны. Это и включение ребенка в мирсверстников и взрослых (социализация), и гармоничное личностное развитие, иобщая психологическая подготовка к школьному обучению.

       Образовательныйпроцесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован с учетомэтих функций и особенностей поступающих в детский сад детей.

       Передпедагогами групп кратковременного пребывания стоят практически те же задачи,что и перед воспитателями обычного детского сада, но работа с "домашнимидетьми" в условиях дошкольного учреждения имеет свою специфику.

      Организацияобразовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей зависитот нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, видгруппы, возраст детей, посещающих группу.

        Взависимости от направления работы группы определяются цели и задачиобразовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременногопребывания.

      Функционированиегрупп по определенному направлению не означает "однобокости"образовательного процесса: с ребенком проводятся все необходимые занятия,способствующие его гармоничному развитию. Реализация целей и задач достигаетсяза счет особой организации развивающей среды и включения в образовательныйпроцесс дополнительных занятий по основному направлению работы группы.

       Содержаниеобразовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяетсяобразовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии,обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

        Организуяобразовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всегоучебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом,чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.

       Организоватьобучение детей разного возраста в группах кратковременного пребывания можно вформе индивидуальных, совместных с родителями занятий, занятий по подгруппам,дидактических и ролевых игр, наблюдений, исследований и т.д. Система воспитанияи обучения должна вестись как в детском саду, так и дома на основевсестороннего использования игры в любом виде деятельности.

         Насовременном этапе развития групп кратковременного пребывания существуетнесколько программ, обеспечивающих их методически. Однако они не охватываютвсего их видового разнообразия, и педагоги вынуждены реализовывать основныеобразовательные программы детского сада, рассчитанные на посещение ребенкомдошкольного учреждения полный рабочий день, что приводит к ряду методических ошибок.Основная из них - попытка "уместить" все программное содержание вболее сжатые сроки. Это приводит к тому, что ребенок, находящийся в детскомсаду гораздо меньшей промежуток времени, чем его сверстники, оказывается,перегружен учебными занятиями, не имея при этом соответствующей подготовки.

         Учитываяспецифику групп кратковременного пребывания, образовательный процесс долженбыть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого временине упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, непревратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам".

      Чтобы понять, какой должна быть программа, чтобы педагоги смогли ееадаптировать, не нарушая целостности и идеологии, заложенной авторами, и в тожевремя, учитывая все требования к организации процесса развития ребенка вусловиях кратковременного пребывания в детском саду рассмотрим какиеособенности кратковременного пребывания повлияют на выбор программногообеспечения.

 

1)Особенности организации деятельности группы
Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский саднеполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать,насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом,чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и безнепосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должнаиметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестверазвивающих занятий. Другими словами - "позволить" организоватьрежимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задачрешался в комплексе.
С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще однаособенность кратковременного пребывания, а именно - посещение ребенкомразвивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например,музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особыетребования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовыватьлишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развитияребенка. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является использованиепарциальных образовательных программ, т.к. не специализированные комплексныепрограммы развития детей довольно трудно адаптировать к условиямкратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, преждевсего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребываниеребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования -группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, восновном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогупридется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп,отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

2)Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практическивсе свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, чтопедагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной безучета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, сдругой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как кобразовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагогас семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями нетолько и не столько посредством организации консультаций и родительскихсобраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях,совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи.Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка иявляются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборепрограммы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуетсяучитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но инеобходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашнихусловиях.

3)Особенности планирования педагогического процесса
Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностикии в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развитияребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдениеребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности ивыполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периодаадаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями,на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далеевоспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы,основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу.Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы дляпроведения диагностики развития ребенка.
В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна изтребований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, аименно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детскомсаду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметныхобластей знаний.

Таким образом, выбранная программа должна отвечать следующим требованиям:

по структуре состоять из разделов, которые могут использоваться как отдельные программы или методики; включать в себя пакет диагностических материалов; иметь ресурс для создания комплексных и интегрированных занятий на ее основе; позволить в планирование любого вида деятельности включить задачи социально-личностного развития детей; иметь возможность вовлечь родителей в педагогический процесс.

      Есливыбранная Вами программа в основном отвечает указанным требованиям, то можноприступать к ее адаптации.

      Уважаемыеколлеги, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что процесс адаптациипрограммы, насколько бы хорошо она не подходила к условиям кратковременногопребывания довольно трудоемкий. Однако в результате Вы разработаетеметодические материалы с планированием занятий для группы конкретной модели и направленности.Хотелось бы только отметить, что планирование развивающего процесса в условияхкратковременного пребывания должно включать:

задачи по освоению детьми определенных коммуникативных навыков: поскольку дети, посещающие группы кратковременного пребывания, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях. задачи обучения родителей взаимодействию с ребенком в различных видах деятельности: практика показывает, что, несмотря на повышение образовательного уровня семей, приходящих в детский сад, родители не готовы к воспитанию и обучению своего ребенка, а поскольку дети, посещающие группу кратковременного пребывания, наибольшее количество времени проводят дома, данная составляющая планирования является очень значимой в воспитательно-образовательном процессе. рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач развития ребенка в группах кратковременного пребывания невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьи

      Взаключении, хочется  отметить, что этотопыт открытия ГКП в нашем детском саду был положительным, но  и как все неизведанное новое он преподнеснемало трудностей. Поэтому целью моей статьи было довести до вас основныемоменты, которые нужно будет учесть при открытии такой группы.

 

 

17 декабря 2013 в 13:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.