МАДОУ ЦРР - детский сад № 108
Организация работы групп кратковременного пребывания в ДОУ
I. Этапы открытия группы кратковременногопребывания Опытработы групп кратковременного пребывания показал, что данная форма дошкольногообразования пользуется достаточно большим спросом среди населения. Этообусловлено рядом причин, основными из которых являются невысокая оплатаобразовательных услуг, возможность выбирать определенные занятия и посещать ихвместе с ребенком, а так же - необязательность пребывания ребенка в детскомсаду целый день с утра до вечера. Уважаемыеколлеги, если в вашем коллективе родилась идея открытия группы кратковременногопребывания, и вы хотели бы знать какие шаги следует предпринять для ееоткрытия, то этот материал будет вам интересен. Опытработы дошкольных учреждений разных регионов и нашего детского сада, в томчисле, включает различные варианты моделей и направлений групп кратковременногопребывания. Приведу краткое описание самых, на наш взгляд, востребованных видовгрупп. Группы кратковременного пребыванияс гибким режимом посещения. Этогруппы общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного направления(оздоровительного, творческого, познавательного и т.п.) Дети закрепляются заопределенной группой на определенное время дня (от 2 до 6 часов). В течение днядети посещают группу каждый по индивидуальному графику, родители вправевыбирать время посещения ребенком детского сада. Это не значит, что ониприходят, когда захотят, - временной отрезок четко определен родительскимдоговором. Комплектование группы может производиться и поразновозрастному принципу, что позволит уменьшить численность детей,находящихся в группе единовременно, но увеличить их общую численность в течениедня. Группы кратковременного пребываниясо сменным режимом работы. Этогруппы, функционирующие исключительно в режиме кратковременного пребывания. Водном групповом помещении могут посменно работать несколько групп. Детиприходят на время, установленное распорядком работы группы. По своейнаправленности, как правило, это группы раннего возраста, группы адаптации истудии дополнительного образования. Специфика образовательно процесса в них непозволяет постоянно менять контингент детей в течение рабочего дня группы.Распорядок функционирования группового помещения может быть, например, таким:
Таким образом, через одно групповое помещение может пройти до 40разновозрастных детей.
Группы индивидуальной помощи семье. Ребенокне закрепляется за определенной групповой ячейкой, а с родителями или лицами ихзаменяющими приходит на индивидуальные занятия к специалистам ДОУ. Осуществитькадровое обеспечение такой группы представляется возможным за счет измененияграфиков работы педагогов на группах сменного режима. Ноне зависимо от того, какой из вариантов вы выберете, вам придется пройти определенныеэтапы на пути к открытию и успешному функционированию группы. 1ЭТАП: Исследование.
Итак,после сбора данных социологического опроса вы создаете команду (из числапедагогов), целью деятельности которой будет исследование ситуации и описаниепроекта группы кратковременного пребывания. Члены команды составляют пландействий, изучают опыт работы ДОУ с аналогичными группами, нормативныедокументы федерального и регионального уровня, а так же ситуацию, котораяповлияет на открытие и функционирование группы. Изучение ситуации предполагаетопределение положительных и отрицательных факторов. Они могут быть внешними(месторасположение ДОУ, контингент семей микрорайона, рейтинг детского сада,наличие нормативно-правовой базы и проч.) и внутренними (кадровые ресурсы,материально-техническое оснащение, имеющийся опыт работы, методическоеобеспечение). Так же анализируются и учитываются факторы риска (необходимостьбольших финансовых вложений, позиция органов управления образования, неприятиепроекта педагогическим коллективом и т. п.) - реализация проекта будет вомногом зависеть от качества проведенного анализа.
2ЭТАП: Подготовка к открытию группы
На этом же этапе очень важным направлениемработы является кадровая подготовка. Побор кадров должен производится с учетомготовности их к выходу на качественно новый уровень педагогическойдеятельности, способности адаптировать современные методики к условиям работыгруппы.
3ЭТАП: Открытие группы
Параллельно проводится работа посозданию развивающей среды согласно направленности и модели группы. Еслиоткрывается группа гибкого режима с осуществлением приоритетного направления,предметная среда должна носить характер опосредованного обучения и являтьсядополнением к развивающим занятиям определенной направленности. Если жеоткрывается группа сменного режима, развивающая среда должна быть мобильной имногофункциональной, рассчитанной на разный возраст детей и специфику каждойгруппы, которая будет работать в данном помещении.
4ЭТАП: Подведение итогов
Результатомзаключительного этапа может стать программа развития детского сада.
II. Организация образовательного процесса вгруппах кратковременного пребывания детей Группыкратковременного пребывания детей должны обеспечить с одной стороны запросыродителей, не имеющих возможность или не стремящихся по каким-либо причинамотдавать ребенка в детский сад на целый день, и необходимое развитие детямдошкольного возраста, с другой стороны. Это и включение ребенка в мирсверстников и взрослых (социализация), и гармоничное личностное развитие, иобщая психологическая подготовка к школьному обучению. Образовательныйпроцесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован с учетомэтих функций и особенностей поступающих в детский сад детей. Передпедагогами групп кратковременного пребывания стоят практически те же задачи,что и перед воспитателями обычного детского сада, но работа с "домашнимидетьми" в условиях дошкольного учреждения имеет свою специфику. Организацияобразовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей зависитот нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, видгруппы, возраст детей, посещающих группу. Взависимости от направления работы группы определяются цели и задачиобразовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременногопребывания. Функционированиегрупп по определенному направлению не означает "однобокости"образовательного процесса: с ребенком проводятся все необходимые занятия,способствующие его гармоничному развитию. Реализация целей и задач достигаетсяза счет особой организации развивающей среды и включения в образовательныйпроцесс дополнительных занятий по основному направлению работы группы. Содержаниеобразовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяетсяобразовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии,обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. Организуяобразовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всегоучебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом,чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться. Организоватьобучение детей разного возраста в группах кратковременного пребывания можно вформе индивидуальных, совместных с родителями занятий, занятий по подгруппам,дидактических и ролевых игр, наблюдений, исследований и т.д. Система воспитанияи обучения должна вестись как в детском саду, так и дома на основевсестороннего использования игры в любом виде деятельности. Насовременном этапе развития групп кратковременного пребывания существуетнесколько программ, обеспечивающих их методически. Однако они не охватываютвсего их видового разнообразия, и педагоги вынуждены реализовывать основныеобразовательные программы детского сада, рассчитанные на посещение ребенкомдошкольного учреждения полный рабочий день, что приводит к ряду методических ошибок.Основная из них - попытка "уместить" все программное содержание вболее сжатые сроки. Это приводит к тому, что ребенок, находящийся в детскомсаду гораздо меньшей промежуток времени, чем его сверстники, оказывается,перегружен учебными занятиями, не имея при этом соответствующей подготовки. Учитываяспецифику групп кратковременного пребывания, образовательный процесс долженбыть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого временине упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, непревратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам". Чтобы понять, какой должна быть программа, чтобы педагоги смогли ееадаптировать, не нарушая целостности и идеологии, заложенной авторами, и в тожевремя, учитывая все требования к организации процесса развития ребенка вусловиях кратковременного пребывания в детском саду рассмотрим какиеособенности кратковременного пребывания повлияют на выбор программногообеспечения.
1)Особенности организации деятельности группы
2)Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3)Особенности планирования педагогического процесса
Таким образом, выбранная программа должна отвечать следующим требованиям: по структуре состоять из разделов, которые могут использоваться как отдельные программы или методики; включать в себя пакет диагностических материалов; иметь ресурс для создания комплексных и интегрированных занятий на ее основе; позволить в планирование любого вида деятельности включить задачи социально-личностного развития детей; иметь возможность вовлечь родителей в педагогический процесс.Есливыбранная Вами программа в основном отвечает указанным требованиям, то можноприступать к ее адаптации. Уважаемыеколлеги, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что процесс адаптациипрограммы, насколько бы хорошо она не подходила к условиям кратковременногопребывания довольно трудоемкий. Однако в результате Вы разработаетеметодические материалы с планированием занятий для группы конкретной модели и направленности.Хотелось бы только отметить, что планирование развивающего процесса в условияхкратковременного пребывания должно включать: задачи по освоению детьми определенных коммуникативных навыков: поскольку дети, посещающие группы кратковременного пребывания, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях. задачи обучения родителей взаимодействию с ребенком в различных видах деятельности: практика показывает, что, несмотря на повышение образовательного уровня семей, приходящих в детский сад, родители не готовы к воспитанию и обучению своего ребенка, а поскольку дети, посещающие группу кратковременного пребывания, наибольшее количество времени проводят дома, данная составляющая планирования является очень значимой в воспитательно-образовательном процессе. рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач развития ребенка в группах кратковременного пребывания невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьиВзаключении, хочется отметить, что этотопыт открытия ГКП в нашем детском саду был положительным, но и как все неизведанное новое он преподнеснемало трудностей. Поэтому целью моей статьи было довести до вас основныемоменты, которые нужно будет учесть при открытии такой группы.
17 декабря 2013 в 13:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.